
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)
(воспитатель, учитель)
| 
 1  | 
| 
 Регистрационный номер  | 
I. Общие сведения
| 
 Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование  | 
 
  | 
 
 
 01.001  | 
|||
| 
 (наименование вида профессиональной деятельности)  | 
 Код  | 
||||
| 
 Основная цель вида профессиональной деятельности:  | 
|||||
| 
 Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)  | 
|||||
| 
 Группа занятий:  | 
|||||
| 
 2320  | 
 Преподаватели в средней школе  | 
 3320  | 
 Персонал дошкольного воспитания и образования  | 
||
| 
 2340  | 
 Преподаватели в системе специального образования  | 
 3330  | 
 Преподавательский персонал специального обучения  | 
||
| 
 3310  | 
 Преподавательский персонал начального образования  | 
||||
| 
 (код ОКЗ[1])  | 
 (наименование)  | 
 (код ОКЗ)  | 
 (наименование)  | 
||
| 
 Отнесение к видам экономической деятельности:  | 
|||||
| 
 80.10.1.  | 
 Услуги в области дошкольного и начального общего образования  | 
||||
| 
 80.21.1.  | 
 Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования  | 
||||
| 
 (код КВЭД[2])  | 
 (наименование вида экономической деятельности)  | 
||||
 
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 
  | 
|||||
| 
 Обобщенные трудовые функции  | 
 Трудовые функции  | 
||||
| 
 код  | 
 наименование  | 
 уровень квалификации  | 
 наименование  | 
 код  | 
 уровень (подуровень) квалификации  | 
| 
 A  | 
 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования  | 
 6  | 
 Общепедагогическая функция. Обучение  | 
 A/01.6  | 
 6  | 
| 
 Воспитательная деятельность  | 
 A/02.6  | 
 6  | 
|||
| 
 Развивающая деятельность 
  | 
 A/03.6  | 
 6  | 
|||
| 
 B 
 
 
 
 
  | 
 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ  | 
 5-6  | 
 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования  | 
 B/01.5  | 
 5  | 
| 
 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования  | 
 B/02.6  | 
 6  | 
|||
| 
 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования  | 
 B/03.6  | 
 6  | 
|||
| 
 Модуль «Предметное обучение. Математика»  | 
 B/04.6  | 
 6  | 
|||
| 
 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»  | 
 B/05.6  | 
 6  | 
|||
 
III. Характеристика обобщенных трудовых функций  | 
|||||||||||
| 
 3.1. Обобщенная трудовая функция  | 
|||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования  | 
 Код  | 
 А  | 
 Уровень квалификации  | 
 6  | 
||||||
| 
 
  | 
|||||||||||
| 
 Происхождение обобщенной трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
||||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
||||||||
| 
 
  | 
|||||||||||
| 
 Возможные наименования должностей  | 
 Учитель, Воспитатель  | 
||||||||||
| 
 
  | 
|||||||||||
| 
 Требования к образованию и обучению  | 
 Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  | 
||||||||||
| 
 Требования к опыту практической работы  | 
 Требования к опыту практической работы не предъявляются  | 
||||||||||
| 
 Особые условия допуска к работе  | 
 К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем  | 
||||||||||
| 
 Дополнительные характеристики  | 
|||||||||||
| 
 Наименование документа  | 
 Код  | 
 Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности  | 
|||||||||
| 
 ОКЗ  | 
 2320  | 
 Преподаватели в средней школе  | 
|||||||||
| 
 2340  | 
 Преподаватели в системе специального образования  | 
||||||||||
| 
 3310  | 
 Преподавательский персонал начального образования  | 
||||||||||
| 
 3320  | 
 Персонал дошкольного воспитания и образования  | 
||||||||||
| 
 3330  | 
 Преподавательский персонал специального обучения  | 
||||||||||
| 
 ЕКС[3]  | 
 -  | 
 Учитель Воспитатель  | 
|||||||||
| 
 ОКСО[4]  | 
 050000  | 
 Образование и педагогика  | 
|||||||||
| 
 3.1.1. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Общепедагогическая функция. Обучение  | 
 Код  | 
 A/01.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы  | 
|||||||||
| 
 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования  | 
||||||||||
| 
 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды  | 
||||||||||
| 
 Планирование и проведение учебных занятий  | 
||||||||||
| 
 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению  | 
||||||||||
| 
 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися  | 
||||||||||
| 
 Формирование универсальных учебных действий  | 
||||||||||
| 
 Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ)  | 
||||||||||
| 
 Формирование мотивации к обучению  | 
||||||||||
| 
 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.  | 
|||||||||
| 
 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей  | 
||||||||||
| 
 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде  | 
||||||||||
| 
 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  | 
||||||||||
| 
 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)  | 
||||||||||
| 
 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке  | 
|||||||||
| 
 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества  | 
||||||||||
| 
 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики  | 
||||||||||
| 
 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях  | 
||||||||||
| 
 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения  | 
||||||||||
| 
 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий  | 
||||||||||
| 
 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету  | 
||||||||||
| 
 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства  | 
||||||||||
| 
 Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи  | 
||||||||||
| 
 Конвенция о правах ребенка  | 
||||||||||
| 
 Трудовое законодательство  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.1.2. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Воспитательная деятельность  | 
 Код  | 
 A/02.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды  | 
|||||||||
| 
 Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности  | 
||||||||||
| 
 Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера  | 
||||||||||
| 
 Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации  | 
||||||||||
| 
 Проектирование и реализация воспитательных программ  | 
||||||||||
| 
 Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)  | 
||||||||||
| 
 Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)  | 
||||||||||
| 
 Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления  | 
||||||||||
| 
 Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации  | 
||||||||||
| 
 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни  | 
||||||||||
| 
 Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде  | 
||||||||||
| 
 Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей  | 
|||||||||
| 
 Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их  | 
||||||||||
| 
 Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников  | 
||||||||||
| 
 Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность  | 
||||||||||
| 
 Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу  | 
||||||||||
| 
 Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях  | 
||||||||||
| 
 Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися  | 
||||||||||
| 
 Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.  | 
||||||||||
| 
 Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования  | 
|||||||||
| 
 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества  | 
||||||||||
| 
 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях  | 
||||||||||
| 
 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики  | 
||||||||||
| 
 Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки  | 
||||||||||
| 
 Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий  | 
||||||||||
| 
 Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.1.3. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Развивающая деятельность  | 
 Код  | 
 A/03.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта 
  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития  | 
|||||||||
| 
 Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе  | 
||||||||||
| 
 Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка  | 
||||||||||
| 
 Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью  | 
||||||||||
| 
 Оказание адресной помощи обучающимся  | 
||||||||||
| 
 Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума  | 
||||||||||
| 
 Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка  | 
||||||||||
| 
 Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу  | 
||||||||||
| 
 Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни  | 
||||||||||
| 
 Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения  | 
||||||||||
| 
 Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья  | 
|||||||||
| 
 Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий  | 
||||||||||
| 
 Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ  | 
||||||||||
| 
 Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)  | 
||||||||||
| 
 Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося  | 
||||||||||
| 
 Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик  | 
||||||||||
| 
 Формировать детско-взрослые сообщества  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Педагогические закономерности организации образовательного процесса  | 
|||||||||
| 
 Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития  | 
||||||||||
| 
 Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ  | 
||||||||||
| 
 Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью  | 
||||||||||
| 
 Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей  | 
||||||||||
| 
 Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 
 
 3.2. Обобщенная трудовая функция 
  | 
||||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ  | 
 Код  | 
 B  | 
 Уровень квалификации  | 
 5 – 6  | 
|||||||
| 
 
  | 
||||||||||||
| 
 Происхождение обобщенной трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
 
 
 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||||
| 
 Возможные наименования должностей  | 
 Учитель, Воспитатель  | 
|||||||||||
| 
 
  | 
||||||||||||
| 
 Требования к образованию и обучению  | 
 Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации  | 
|||||||||||
| 
 Требования к опыту практической работы  | 
 Требования к опыту практической работы не предъявляются  | 
|||||||||||
| 
 Особые условия допуска к работе  | 
 К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем  | 
|||||||||||
| 
 Дополнительные характеристики  | 
||||||||||||
| 
 Наименование документа  | 
 Код  | 
 Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности  | 
||||||||||
| 
 ОКЗ  | 
 2320  | 
 Преподаватели в средней школе  | 
||||||||||
| 
 2340  | 
 Преподаватели в системе специального образования  | 
|||||||||||
| 
 3310  | 
 Преподавательский персонал начального образования  | 
|||||||||||
| 
 3320  | 
 Персонал дошкольного воспитания и образования  | 
|||||||||||
| 
 3330  | 
 Преподавательский персонал специального обучения  | 
|||||||||||
| 
 ЕКС  | 
 -  | 
 Учитель Воспитатель  | 
||||||||||
| 
 ОКСО  | 
 050000  | 
 Образование и педагогика  | 
||||||||||
| 
 3.2.1. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования  | 
 Код  | 
 B/01.5  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 5  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  | 
|||||||||
| 
 Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации  | 
||||||||||
| 
 Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами  | 
||||||||||
| 
 Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста  | 
||||||||||
| 
 Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста  | 
||||||||||
| 
 Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями  | 
||||||||||
| 
 Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития  | 
||||||||||
| 
 Формирование психологической готовности к школьному обучению  | 
||||||||||
| 
 Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья  | 
||||||||||
| 
 Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства  | 
||||||||||
| 
 Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов  | 
||||||||||
| 
 Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности  | 
||||||||||
| 
 Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства  | 
|||||||||
| 
 Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации  | 
||||||||||
| 
 Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения  | 
||||||||||
| 
 Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)  | 
||||||||||
| 
 Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения  | 
||||||||||
| 
 Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста  | 
|||||||||
| 
 Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания  | 
||||||||||
| 
 Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте  | 
||||||||||
| 
 Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте  | 
||||||||||
| 
 Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста  | 
||||||||||
| 
 Современные тенденции развития дошкольного образования  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.2.2. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования  | 
 Код  | 
 B/02.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной  | 
|||||||||
| 
 Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе  | 
||||||||||
| 
 Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования  | 
||||||||||
| 
 Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек  | 
||||||||||
| 
 Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника  | 
||||||||||
| 
 Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек  | 
||||||||||
| 
 Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы  | 
|||||||||
| 
 Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания  | 
||||||||||
| 
 Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов  | 
|||||||||
| 
 Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ  | 
||||||||||
| 
 Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий  | 
||||||||||
| 
 Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях  | 
||||||||||
| 
 Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.2.3. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования  | 
 Код  | 
 B/03.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира  | 
|||||||||
| 
 Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития  | 
||||||||||
| 
 Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования  | 
||||||||||
| 
 Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры, и развития навыков поликультурного общения  | 
||||||||||
| 
 Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения  | 
||||||||||
| 
 Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы  | 
|||||||||
| 
 Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения  | 
||||||||||
| 
 Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой  | 
||||||||||
| 
 Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение  | 
||||||||||
| 
 Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую  | 
||||||||||
| 
 Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности  | 
||||||||||
| 
 Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе  | 
||||||||||
| 
 Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)  | 
||||||||||
| 
 Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования  | 
||||||||||
| 
 Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием  | 
||||||||||
| 
 Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции  | 
||||||||||
| 
 Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками  | 
||||||||||
| 
 Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)  | 
|||||||||
| 
 Программы и учебники по преподаваемому предмету  | 
||||||||||
| 
 Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности  | 
||||||||||
| 
 Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения  | 
||||||||||
| 
 Основы экологии, экономики, социологии  | 
||||||||||
| 
 Правила внутреннего распорядка  | 
||||||||||
| 
 Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.2.4. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Модуль «Предметное обучение. Математика»  | 
 Код  | 
 B/04.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность  | 
|||||||||
| 
 Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств  | 
||||||||||
| 
 Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики  | 
||||||||||
| 
 Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления)  | 
||||||||||
| 
 Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно  | 
||||||||||
| 
 Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам  | 
||||||||||
| 
 Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.  | 
||||||||||
| 
 Развитие инициативы обучающихся по использованию математики  | 
||||||||||
| 
 Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации  | 
||||||||||
| 
 Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов  | 
||||||||||
| 
 Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях  | 
||||||||||
| 
 Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий  | 
||||||||||
| 
 Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики  | 
||||||||||
| 
 Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания  | 
||||||||||
| 
 Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных  | 
||||||||||
| 
 Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения  | 
||||||||||
| 
 Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности  | 
||||||||||
| 
 Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся  | 
|||||||||
| 
 Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения  | 
||||||||||
| 
 Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи  | 
||||||||||
| 
 Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)  | 
||||||||||
| 
 Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации  | 
||||||||||
| 
 Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же – для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом  | 
||||||||||
| 
 Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)  | 
||||||||||
| 
 Организовывать исследования – эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях  | 
||||||||||
| 
 Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.  | 
||||||||||
| 
 Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала  | 
||||||||||
| 
 Владеть основными математическими компьютерными инструментами: визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов; вычислений – численных и символьных; обработки данных (статистики); экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)  | 
||||||||||
| 
 Квалифицированно набирать математический текст  | 
||||||||||
| 
 Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов  | 
||||||||||
| 
 Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)  | 
||||||||||
| 
 Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики  | 
|||||||||
| 
 Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений  | 
||||||||||
| 
 Теория и методика преподавания математики  | 
||||||||||
| 
 Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
| 
 3.2.5. Трудовая функция  | 
||||||||||
| 
 Наименование  | 
 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»  | 
 Код  | 
 B/05.6  | 
 Уровень (подуровень) квалификации  | 
 6  | 
|||||
| 
 
  | 
||||||||||
| 
 Происхождение трудовой функции  | 
 Оригинал  | 
 X  | 
 Заимствовано из оригинала  | 
 
  | 
 
  | 
|||||
| 
 
  | 
 
  | 
 Код оригинала  | 
 Регистрационный номер профессионального стандарта  | 
|||||||
| 
 
  | 
 
  | 
|||||||||
| 
 Трудовые действия  | 
 Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации  | 
|||||||||
| 
 Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»  | 
||||||||||
| 
 Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»)  | 
||||||||||
| 
 Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций  | 
||||||||||
| 
 Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции  | 
||||||||||
| 
 Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате  | 
||||||||||
| 
 Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства  | 
||||||||||
| 
 Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.  | 
||||||||||
| 
 Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов  | 
||||||||||
| 
 Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка  | 
||||||||||
| 
 Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав  | 
||||||||||
| 
 Необходимые умения  | 
 Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному  | 
|||||||||
| 
 Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья  | 
||||||||||
| 
 Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы  | 
||||||||||
| 
 Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона  | 
||||||||||
| 
 Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся  | 
||||||||||
| 
 Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики  | 
||||||||||
| 
 Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека  | 
||||||||||
| 
 Необходимые знания  | 
 Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики  | 
|||||||||
| 
 Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений  | 
||||||||||
| 
 Теория и методика преподавания русского языка  | 
||||||||||
| 
 Контекстная языковая норма  | 
||||||||||
| 
 Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды  | 
||||||||||
| 
 Другие характеристики  | 
 Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики  | 
|||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта  | 
|||
| 
 4.1. Ответственная организация – разработчик  | 
|||
| 
 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»  | 
|||
| 
 
  | 
|||
| 
 
  | 
 Ректор Рубцов Виталий Владимирович  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4.2. Наименования организаций – разработчиков  | 
|||
| 
 1  | 
 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования № 109  | 
||
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[3] Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638).
[4] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Когда мы едины - мы непобедимы!
Лермонтов, которого мы не знали
Противодействуй интернет и телефонному мошенничеству! Перезвони Сам!
Учебные сборы должен пройти каждый!
Новый учебный год- новые разговоры о важном
Безопасность начинается со знаний
Шаг навстречу профессии: встреча будущих помощников машиниста с работодателем
С юбилейным днем рождения, любимый лицей!
Чистое настоящее - залог чистого будущего
Терроризм: как защитить себя от вербовки?